С момента запуска в промышленное производство первых образцов автомобилей, прошло более 100 лет. И с каждой новой моделью совершенствовалась как механическая часть, так и электрическая и электронная начинка. Автомобили 21-го века содержат километры проводов, десятки реле, массу выключателей, предохранителей, клемм, не говоря уже про более сложную электронику.
“Умный” автомобиль обеспечивает Вам комфорт, и уютную обстановку, а благодаря все большему количеству гаджетов, постепенно становится не просто средством передвижения, а настоящим мобильным офисом.
С усложнением электрической схемы автомобиля и параллельно с его старением вероятность отказа электронных компонентов, разъемов и проводки увеличивается. И вот уже двигатель начинает “капризничать”, когда нужно ехать на важную встречу, и Вы начинаете вспоминать, что вчера не заметили выбоину на дороге, и с одного из датчиков инжекторного двигателя слетела клемма, что и стало причиной неисправности.
Не вечны и выпрямительные диоды в генераторе, о выходе которых из строя красноречиво свидетельствуют подозрительные” показания вольтметра на приборной доске.
А вот незаметный обрыв провода или сгоревший предохранитель из-за которого в нужный момент не загорятся СТОП-фонари, может стать причиной аварии.
Сколько бы Вы не смотрели на проводку, реле, выключатели, датчики, клеммы или полупроводниковые детали под капотом автомобиля, визуально будет крайне сложно диагностировать проблему в электронике. Поэтому настоятельно рекомендуем каждому автолюбителю купить мультиметр для того, чтобы когда нагрянет проблема с электроникой, вы уже были во всеоружии.
Даже самый несложный измерительный прибор, пусть это будет не многофункциональное устройство с автоматическим выбором пределов измерения, а обычный универсальный тестер, поможет Вам самостоятельно решить такое количество возможных проблем, с которыми ранее столкнувшись, Вы вынуждены были обращаться на автосервис, каждый раз вздыхая из-за изрядно опустевшего кошелька после ремонта.
Прозвонить проводку совсем несложно, тем более, что такой опцией обладают даже самые бюджетные модели.
Как только Вы обнаружите, в каком именно проводе из десятков других в одном жгуте произошел обрыв, уже легко выполнить пайку или для гарантии целиком поврежденный отрезок.
Таким же образом обнаруживается и короткое замыкание, из-за которого постоянно “горят” предохранители.
Измерительным устройством можно проверить и конденсатор, тем более, что все больше приборов имеют функцию определения емкости.
Но обрыв и короткое замыкание в проводке все-таки встречаются значительно реже, чем разрыв соединения в месте крепления клеммы.
Еще сложнее диагностировать неисправность, если на соединении с помощью клеммы должно быть сопротивление равное нулю, а прибор показывает несколько Ом.
Откуда такая величина ?
Ответов много:
· окисление,
· искрение,
· загрязнение…
Вот и получается, что каждый разъем с виду вроде бы нормальный, а выявленные при проверке несколько “лишних” Ом, при токе в 1 ампер “съедят” от питающего напряжения аккумуляторной батареи целых 3-4 Вольта.
Прозвонке тестером подлежат разъемные соединения, выполненные при помощи всех типов клемм:
· кольцевых.
Кстати, последние из перечисленных – кольцевые клеммы большого размера, часто используются на очень ответственном участке: они стоят в цепи питания стартера, где протекают токи в сотни ампер.
После диагностики от Вас требуется толькоипройти простую профилактику: подтянуть гайки, где-то зачистить контакт, очистить от пыли и грязи контакты и можно отправляться в путь !
С помощью измерительного прибора несложно проверить и автомобильные реле, причем как наличие управляющего напряжение, как и работу силовой контактной группы.
Перед началом летнего сезона, чтобы двигатель не “закипел” в пробке, критически важно проверить как работоспособность цепи питания электровентилятора в системе охлаждения, так и датчика, реагирующего на температуру жидкости.
Если на приборной панели у Вас не предусмотрен вольтметр, а двигатель упорно не хочет заводиться, можно проверить напряжение на аккумуляторной батарее. Причем как на “холостом ходу”, так и под нагрузкой (например включив фары).
Более того, Ваши возможности значительно расширяться, есть Вы решите приобрести специальный автомобильный мультиметр.
И тогда Вы сможете помимо всех проверок и прозвонок, о которых мы упомянули выше, точно определить: частоту вращения коленчатого вала, измерить угол опережения зажигания (причем для двигателей с разным числом цилиндров), а с помощью термопары проконтролировать температуру нагревающих деталей и механизмов.
При проведении всех перечисленных измерений и автомобильных тестов, абсолютно необходимо соблюдать несколько несложных правил:
· Перед прозвонкой проводки и при измерении сопротивления обязательно обесточьте бортовую сеть !
· Не измеряйте ток в режиме измерения сопротивления или напряжения.
· Когда проверяете емкость конденсатора мультиметром, разрядите его, например путем замыкания выводов.
Процесс насыщения автомобилей электрическими и электронными устройствами уже не остановить. Регулярная диагностика, профилактика и при необходимости ремонт обеспечат Вам не только комфорт, но и безопасность.